Не прокрастинируем, а учимся:

какие сериалы стоит
посмотреть пиарщикам

В пиаре никогда не знаешь наверняка, откуда к тебе придет очередная гениальная идея. Кира Кац, киновед, журналист и автор телеграм-канала «Кира пишет» специально для PR Integral Media собрала неочевидную подборку сериалов, которые будет полезно посмотреть пиарщикам, да и вообще всем, кто работает в сфере коммуникаций.
Кира Кац
киновед, журналист
Начну с того, что во всем изобилии сериалов, существуют те, которые буквально созданы для пиарщиков. Например, «Безумцы», «Миллиарды», «Форс-мажоры», даже «Кремниевая долина» — все они отлично подходят, чтобы изучать конкретные PR-инструменты.

Мне же в этой подборке захотелось рассказать о сериалах, которые напрямую не связаны с работой пиарщиков (за редким исключением). При этом каждый из них учит навыкам, которые в этой профессии могут оказаться крайне полезными (а иногда и спасительными).

А еще это просто очень крутые проекты! Поэтому настоятельно рекомендую посмотреть все.
«Наследники» (4 сезона, 2018–2023)
О чем. Члены большой семьи борются за власть в огромном медийном конгломерате.

Почему стоит смотреть. «Наследники» — без преувеличений один из величайших драматических сериалов в истории. До него так сильно индустрию и подход к созданию телевизионного проекта меняли только «Клан Сопрано» и «Во все тяжкие». Я понимаю, почему в эту историю многим довольно тяжело погрузиться — в ней никто сразу не сажает на крючок. Но тем крепче она держит и раскачивает на эмоциональных качелях, когда преодолеваешь первое сопротивление. В ней невероятное количество небанальных сюжетных ходов, тщательно проработанный мир (в котором можно найти множество отсылок к реальным событиям, все-таки прототип главного героя — Руперт Мердок), нет ни одного однозначного персонажа и даже у второстепенных героев есть динамика развития характеров (ого!).

С точки зрения пиара, его стоит смотреть, чтобы, как минимум, осознать, какой эффект способна дать проекту внимательная проработка деталей. Но главное, чему учат «Наследники», так это работе в системе, в которой много неожиданных переменных — того, что невозможно предсказать. То есть — лавировать в изменяющемся мире, смотреть по-новому на сложные ситуации и понимать, что иногда выбор нужно делать в пользу непопулярной стратегии. Чрезвычайно ценный навык.
«Медведь» (3 сезона, 2022–...)
О чем. Шеф-повар с мишленовским опытом пытается вернуть к жизни семейную закусочную.

Почему стоит смотреть. Обласканный кинопремиями (и совершенно заслуженно!) сериал способен зацепить пиарщика уже на уровне синопсиса — по сути, это ведь история о продвижении. Причем очень честная, не лакированная.

Здесь стоит присмотреться к тому, как с пользой для себя смешивать в одном проекте «высокое» (мишленовский уровень) и «низкое» (вайб закусочной). Или понаблюдать за отработкой гипотез и осознать, что какой бы гениальной ни казалась идея в теории, на практике она может провалиться (и это нормально). Наконец, почувствовать, чего стоит внутренняя вера в то, что ты делаешь, и команда, которая смотрит с тобой в одну сторону. А еще узнать, почему стоит брать маленькие банки маленьких помидор, даже если выгоднее брать большие.
«Озарк» (4 сезона, 2017–2022)
О чем. Финансовый консультант вынужден отмывать деньги.

Почему стоит смотреть. Когда-то сериал «Во все тяжкие» открыл портал в мир, где мы способны болеть за условно «плохих парней» и даже восхищаться их решительностью и силой духа. «Озарк» — как раз такая история. Понимаю, что эта рекомендация может показаться странной. Но для меня этот сериал стал примером того, что из любой невероятной катастрофы можно вырулить если не без потерь, но хотя бы с наименьшим ущербом. И это ведь классический расклад для антикризисного пиара: когда кажется, что все пропало, нужно выдохнуть, посмотреть на ситуацию целиком и найти решение, которое поможет минимизировать негативные последствия (дисклеймер: но деньги отмывать, разумеется, не стоит).
«Убийства в одном здании» (4 сезона, 2021–...)
О чем. Трое обитателей дома на Манхэттене расследуют загадочные преступления и ведут об этом подкаст.

Почему стоит смотреть. Да, это детектив (комедийный). И да — тут пиарщикам явно есть чему поучиться. Если в «Медведе» мы наблюдаем, как круто работает смешение «высокого» и «низкого», то «Убийства…» показывают, как может выстрелить объединение разных социальных и возрастных групп.

Главные герои — девушка, которая ремонтирует квартиру тети (Селена Гомес), актер в отставке (Стив Мартин) и стареющий театральный режиссер (Мартин Шорт) — сходятся на почве любви к трукрайм-подкастам (заметка № 1: ищите, что объединяет разные сегменты вашей ЦА — это может быть что-то совершенно неочевидное). Это люди не просто разного возраста — у них разный бэкграунд, культурный код, круг общения и способы решения проблем. Но они находят общий язык и начинают работать вместе (заметка № 2: не стремитесь собрать команду из людей, похожих на вас — возможно, стоит взять кого-то совершенно с другим видением, хотя бы в качестве эксперимента). Расследовали ли они раньше убийства, записывали ли подкасты? Нет. Добились ли они успеха? О да (заметка № 3: иногда, чтобы получить результат, нужно просто начать делать — а не готовиться годами). Думали ли они, что преступник Стинг? Ну… (заметка № 4: даже если вы Стинг, иногда стоит согласиться на совершенно дурацкое, но блистательное камео — хотя бы просто ради удовольствия).

Кстати, четвертый сезон выходит прямо сейчас.
«Оттепель» (1 сезон, 2013)
О чем. История о советских кинематографистах 1960-х — людях, которые пытались творить в строгих рамках системы.

Почему стоит смотреть. Если изучать сериал Валерия Тодоровского про эпоху оттепели в советском кино через призму взгляда пиарщика, то это, конечно, история о том, как научиться «протаскивать» свои идеи. Молодые кинематографисты очень хотели сделать новое невероятное кино, но чтобы получить такую возможность, им приходилось снимать клишированные, идеологически верные истории. И — учиться договариваться: с теми, кто не понимает, с теми, с кем невозможно договориться, даже с теми, кто может разрушить карьеру. Так что, если вы внутренне уверены, что ваша идея стоит того — не сдавайтесь (даже если вас поначалу вообще никто не поддерживает).

А еще в «Оттепели» очень реалистично показано, что такое профессиональный бойкот и как флер скандальной репутации может привести талантливого человека к тотальной невидимости и вынужденной работе с халтурой.
«Книжный магазин Блэка» (3 сезона, 2000–2004)
О чем. Будни владельца книжного магазина, который выглядит, как самый неподходящий для этой должности человек.

Почему стоит смотреть. Этот сериал с потрясающим английским юмором, на первый взгляд, антипример, который показывает, как не надо заниматься продвижением своего детища. Потому что Бернард Блэк, кажется, делает все, чтобы люди, которые покупают у него книжки, никогда больше не вернулись в магазин. Но, удивительным образом, у него всегда есть покупатели. Ведь несмотря на то, что он брюзга и мизантроп, он умеет отбирать именно те книги, которые людям нужны. Так что пиарщиков Блэк может научить двум вещам. Первое: иногда лучшая стратегия — просто дать аудитории тот продукт, который ей нужен, без отчаянного желания понравиться и агрессивных методов убеждения. Речь не о том, чтобы пустить все на самотек, но слегка отпустить вожжи — и толку будет больше. Второе: успех зависит не от отсутствия минусов, а от превалирования плюсов: да, продавец неприятный, но зато какой ассортимент!
«Служба новостей» (3 сезона, 2012–2014)
О чем. Закулисная жизнь популярной новостной программы.

Почему стоит смотреть. Сериал, придуманный великолепным Аароном Соркиным, дарит то забытое ощущение от фильмов 1990-х, когда наблюдаешь за историей и знаешь, что все точно закончится хорошо. Не в конце конкретной серии — а в принципе. Все злодеи получат по заслугам, а герои обретут признание. Мне кажется, для всех, кто работает в медиа/пиаре/коммуникациях — это как раз та история, которая возвращает веру в профессию и этические стандарты. Часто ведь кажется, что просто делать свою работу качественно и хорошо — мало. И чтобы рвануть куда-то высоко, нужно обязательно стать кем-то другим. Так вот: не нужно.
«Утреннее шоу» (3 сезона, 2019–...)
О чем. Еще одна история из мира медиа — на этот раз о команде любимого миллионами зрителей утреннего шоу.

Почему стоит смотреть. Этот сериал — вообще гениальное пособие по отработке инфоповодов разных уровней и тональностей. Во-первых, на уровне самого проекта: каждый сезон затрагивает актуальную повестку, в частности, #MeToo и пандемию ковида, и делает это одним из первых. Во-вторых, на уровне развития самого сюжета — мы буквально пошагово наблюдаем за тем, как разгораются скандалы, какие на это следуют реакции, как компании и отдельным сотрудникам приходится делать выбор между решениями, которые в любом случае обернутся потерями. Временами это довольно жутко, но завораживающе. И что самое интересное — «Утреннему шоу» удалось уйти от морализаторства. Оно хорошо показывает, как важно дать аудитории больше исходных данных, позволить взглянуть на ситуацию с разных сторон и составить собственное мнение.
«Представьте, что вы в городе» (1 сезон, 2021)
О чем. Режиссер Мартин Скорсезе и писательница Фран Лебовиц гуляют по Нью-Йорку и говорят о нем.

Почему стоит смотреть. Единственный документальный сериал в подборке, и, к моему великому сожалению, мало кому известный. А ведь это восторг в чистом виде и, по-моему, лучшая промокомпания города — после просмотра этих семи серий в Нью-Йорк невозможно не влюбиться. Даже при том, что Скорсезе и Лебовиц тут немало брюзжат на тему «раньше было лучше». Но поскольку они настоящие фанаты родного города, то в их подаче даже в его недостатках обнаруживается красота и уникальность.

Важная мысль для пиарщиков № 1. Чтобы произвести вау-эффект, не стоит гнаться за идеальной картинкой. Иногда шероховатости оказываются гораздо привлекательнее.

Важная мысль для пиарщиков № 2. Всегда ищите амбассадоров, которые влюблены в проект или продукт — они сумеют рассказать о нем так, что влюбятся и другие.

И еще: даже если о чем-то уже говорили тысячу раз, все еще остается способ сделать это оригинально.
«Офис» (9 сезонов, 2005–2013)
О чем. Легендарный сериал о жизни коллектива, который мужественно (или нет) выносит закидоны шефа.

Почему стоит смотреть. Конечно, ни один пиарщик, да и вообще, ни один человек на земле, не хотел бы, чтобы его боссом или клиентом был кто-то вроде Майкла Скотта. Тем не менее, многим из нас приходилось работать с такими персонажами. И в этом смысле сериал дарит невероятное чувство единения — мы все сталкиваемся с одними и теми же проблемами, мы все в одной лодке. А еще у Майкла Скотта при всей его пришибленности и абсолютном неумении управлять коллективом можно поучиться нестандартному подходу: все-таки некоторые из его откровенно безумных идей срабатывали (пусть и не так, как он планировал): вспомните хотя бы, как все сначала ненавидели премию «Данди», а потом практически мечтали ее заполучить. Да и «Тюряга» Майк, уверена, многому научил.
«Тед Лассо» (3 сезона, 2020–2023)
О чем. Тренер по американскому футболу из Канзаса приезжает тренировать английский футбольный клуб.

Почему стоит смотреть. Если вы каким-то образом прошли мимо «Теда Лассо», то знайте: вы пропустили сериал-подорожник — такой добрый проект еще поискать. Но еще он, как никакой другой, показывает, насколько каждому из нас нужен свежий взгляд. Изначально Лассо приглашают, чтобы он развалил клуб — ведь он даже не знает правил классического футбола. Зато он знает многое о человеческим взаимоотношениях, и дело принимает совсем другой оборот.

Так вот, часто мы для решения задач ищем суперпрофессионалов в конкретной области. Или оцениваем идеи исключительно глазами экспертов. Но иногда только человек со стороны способен увидеть то, что оказалась в слепой зоне. Так что в следующий раз, когда зайдете в тупик, попробуйте рассказать о своей проблеме или просто профессиональной задаче сыну-подростку, подруге-швее или любимому дедушке. И внимательно послушайте, что они скажут.
«Конь БоДжек» (6 сезонов, 2014–2020)
О чем. Анимационный сериал о бывшей звезде шоу-бизнеса, пытающейся справиться с зависимостями.

Почему надо смотреть. Вообще к анимации у нас в стране отношение сложное, как будто это априори что-то несерьезное, но «Конь БоДжек» — это прежде всего сильный драматический сериал. Главный герой, который некогда блистал в ситкомах, погряз в куче проблем и изо всех сил пытается вылезти в обратно в свою востребованную жизнь, цепляясь за прошлые заслуги. Однако это не только история о трудностях, которые знакомы, наверное, каждому представителю творческой профессии. Но и классный пример того, что даже если какая-то стратегия работала 30 раз, а потом вдруг перестала, возможно, это не случайность. И нужно не повторять попытки, а придумать что-то новое. Или вовсе — переизобрести свою работу и даже жизнь.
Материалы по теме
продвижение
Стратегия
Бизнес
контекст
Все права защищены. 2024