Как создать успешную онлайн-школу:
6 принципов, которые помогут на старте
Сегодня онлайн-школа — привычный и популярный способ освоить новые навыки. Рынок онлайн-образования развивается, клиенты стали более требовательны и умеют выбирать. О главных принципах построения востребованной онлайн-школы рассказывает Елена Горбачева, основатель школы сомелье LENWINE.
Елена Горбачева
основатель онлайн-школы сомелье LENWINE
Успешная онлайн-школа — в первую очередь та, которая создана на базе вашей экспертности. Нужно учитывать свои знания и опыт, не заходя в те области, в которых вы не разбираетесь. Важна и перспективность ниши. Проведите исследование рынка, определите спрос на обучение в вашей сфере, изучите конкурентов и потенциальных участников рынка — так вы поймете, как привлекать клиентов и строить долгосрочный бизнес.

Вот несколько ключевых принципов, которые помогут вам на старте.
Принцип № 1. Запустите пробный продукт
Чтобы проверить идею онлайн-школы на предмет ее реальной ценности и спроса на рынке можно для начала запустить MVP — минимально жизнеспособный продукт. По сути, это такое обучение «‎на минималках»: курс без вложений в рекламу, сервис и кураторов. Сделайте недорогой сайт с минимумом функций, прикрутите оплату к своему электронному кошельку. Так вы проверите гипотезу о продукте на практике, поймете, есть ли спрос и интерес у целевой аудитории.

Например, я в 2019 году купила маленькую винотеку, где проводила дегустации и читала лекции о вине, а также запустила пробный онлайн-курс. Это требовало больших усилий с моей стороны, но мне нужно было попробовать, чтобы оценить интерес аудитории — и он был. Количество людей, желающих посетить очные лекции, превысило вместимость винотеки. А еще наступила пандемия, офлайн-обучение стало недоступно. Так я поняла, что пора масштабироваться в онлайне.
Фото предоставлено автором
Если MVP оказался успешным, тогда уже стоит смотреть в сторону команды, сервисов, сайта, классной программы, качественной записи уроков и так далее.
Принцип № 2. Обязательно посчитайте экономику проекта
Просчет экономики — необходимый этап при создании и управлении образовательным проектом. Для этого нужно учитывать затраты и доходы, чтобы оценить финансовую эффективность. Вот несколько шагов для расчета.

Расчет затрат

  • Оценка стартовых затрат: определите стоимость разработки платформы, закупку оборудования, подготовку учебных материалов и найм персонала.
  • Ежемесячные операционные издержки: учтите затраты на оплату труда кураторов, техподдержку, маркетинг, аренду серверов и другие непрямые расходы.
  • Налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость и другие обязательные платежи.

Прогнозирование доходов

  • Оценка стоимости обучения: определите стоимость обучающих программ для учащихся, а также возможные источники доходов (подписки, продажа отдельных курсов, дополнительные услуги).
  • Прогнозирование количества учащихся, исходя из маркетинговых исследований и конкурентоспособности вашей школы.
  • Расчет общего дохода: умножьте стоимость обучения на ожидаемое количество учащихся и добавьте дополнительные источники доходов.

Анализ точки безубыточности и окупаемости

  • Расчет точки безубыточности: определите, сколько учащихся должно быть зарегистрировано, чтобы покрыть все затраты и начать получать прибыль.
  • Оценка окупаемости инвестиций: проанализируйте временной горизонт окупаемости проекта, исходя из прогнозируемых доходов и затрат.
Правильный расчет экономики поможет понять финансовую сторону бизнеса, выявить потенциальные риски и принять обоснованные решения о развитии проекта. Не забывайте о постоянном мониторинге финансовых показателей и корректировке стратегии в соответствии с рыночными изменениями.
«
Принцип № 3. Наймите команду
Ключевые задачи стоит выполнять самостоятельно: тестировать гипотезы, подбирать других специалистов, анализировать спрос и конкурентов. Однако, работая в одиночку, я столкнулась с выгоранием: очень сложно абсолютно во всем полагаться только на себя. Так и времени не хватает, и часто не хватает специфических знаний. Сильная команда — залог успешного бизнеса. Вот список специалистов, которых я рекомендую нанимать в первую очередь.

Юрист и бухгалтер. Самостоятельно вы вряд ли сможете учесть все нюансы и подводные камни. Специалисты подготовят всю документацию и просчитают налоги.

Технический специалист. Это ваша правая рука. Он и сайт может сделать, и оплату прикрутить, и спасти ситуацию, если что-то пойдет не так.

Куратор. Даже если вам интересно проверять домашние задания, то этот долгий и кропотливый процесс лучше делегировать. Вам нужно освободить время, чтобы заниматься стратегическими делами и продажами.
Принцип № 4. Создавайте качественный контент
Контент — база онлайн-школы. Именно его поглощают ученики. Он должен быть качественным. В свой первый запуск я не пожалела бюджета на монтаж и производство видеоуроков. Ежедневно мы работали с профессиональным видеооператором, и лекции вышли не только содержательные, но и очень красивые. В следующих запусках я уже стала делать упор на содержание, а не продакшн — считаю, что нужен баланс. Качественная упаковка — это здорово, но она не должна быть основной целью.
Фото предоставлено автором
Многие онлайн-школы работают с методологами. Нанимать его для разработки программы или нет, зависит от ваших целей, специфики проекта и возможностей. Но у методолога есть знания и опыт в области педагогики, психологии и технологий обучения и т. д. Конечно, ни один методолог не сделает курс за вас. Это работа в партнерстве, где вы генерируете контент и глубину материала, а методолог — упаковывает и структурирует информацию так, чтобы ученикам было интересно и просто усваивать новый материал.

Для работы с таким специалистом нужно выделить дополнительный бюджет. Но вложения окупаются благодаря повышению вовлеченности учащихся и средней доходимости до конца курса.
Принцип № 5. Подумайте
о государственной лицензии
Без лицензии точно можно преподавать, тут все зависит от самого продукта. Но если вы хотите давать ученикам не просто новый навык, а специальность, которая есть в реестре профессий и для которой предусмотрен образовательный стандарт, то лучше плотно заняться этим вопросом. Уровень доверия к бренду, продукт которого одобрен Министерством образования, на порядок выше.

Получать гослицензию лучше всего с юристом, у которого была подобная практика. Потребуется не только качественная программа, но и правильное оформление лекционного зала. Нужно соблюсти много стандартов и требований: просторное и светлое помещение, чистота (проверяет СЭС), наличие доски и правильных парт.
Фото предоставлено автором
Например, мы в LENWINE успешно прошли проверки помещения. Но у нас возникли сложности с программой: в ней не хватало четкого расписания, необходимого количества часов и лекций и правильного оформления. Мы доработали программу — и летом 2022-го получили лицензию. В течение следующего года нас проверили на соответствие требованиям к учебному процессу и документообороту. Все было идеально.
Принцип № 6. Вкладывайтесь
в трафик и маркетинг
Первое и самое важное — это реклама. Без нее никак. Реклама помогает обращать на себя внимание пользователей, которые могут быть заинтересованы в вашем обучении. Без привлечения новых учеников не получится масштабироваться и в принципе работать дальше, потому что приток аудитории нужен всегда. Используйте рекламу у блогеров, таргет в доступных соцсетях, контекстное продвижение (например, Google AdWords или Яндекс.Директ). Публикация кейсов и продвижение вас как эксперта в СМИ — тоже рабочие инструменты для привлечения внимания к школе.

Ведите разные социальные сети, чтобы у клиентов было много точек касания. Разные соцсети имеют свою уникальную аудиторию — так вы получите более широкий охват и сможете привлечь больше людей. К примеру, я выпускаю книги, веду личные блоги и канал на YouTube, плюс отдельные аккаунты на разных площадках есть и у нашей школы. Еще одна точка касания с аудиторией, которая недавно у нас появилась, — запуск собственной марки вина.
Фото предоставлено автором
Не жалейте бесплатных материалов, организовывайте вебинары или мастер-классы, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и показать качество вашего обучения. Бесплатный контент легко потребляется людьми, потому что взамен они ничего не должна автору и ничем не рискует. Мы таким образом привлекаем новую аудиторию, показываем ей свою экспертизу, прогреваем и мягко подводим к покупке.
Стимулируйте выпускников рекомендовать ваше обучение. Никто не скажет, чем хорош ваш продукт, лучше ученика, который его освоил. Люди склонны доверять рекомендациям, и мнение выпускников может повлиять на решение потенциальных клиентов. Поэтому поощряйте учеников оставлять отзывы и делиться своим опытом.
«
Помните: онлайн-школа может стать хорошим источником дохода, если она будет развиваться и соответствовать потребностям целевой аудитории. Старайтесь постоянно совершенствовать свой продукт, отслеживать рынок и быть готовыми к изменениям, чтобы ваша онлайн-школа оставалась конкурентоспособной и успешной.
Материалы по теме
продвижение
Стратегия
Бизнес
контекст
Новости партнеров
Все права защищены. 2024