В дизайн-индустрии порой встречается профессиональная болезнь — благо, сейчас реже: специалисты создают макеты не для пользователей, а для своего портфолио или одобрения коллег. В погоне за визуальной эстетикой теряется контекст использования, и появляются продукты, которые неудобны клиентам.
Представьте премиальную упаковку соуса. Этикетка — узнаваемая, читаемая, эстетически великолепная. Красивая бутылка с явно угадывающимися элементами фирменного стиля. Вот только горлышко слишком узкое, а соус густой, поэтому его банально трудно вытряхнуть из упаковки. В итоге продукт отлично смотрится на полке, но, скорее всего, во второй раз его никто не купит, а значит, пожизненная ценность клиента падает.
В digital цена такой ошибки скорее ниже: все можно поправить на ближайшем спринте, а физический продукт порой уже и не спасти. Но деньги теряются и в digital. Представьте ситуацию: дизайнер, который работает за огромным профессиональным монитором, рисует эффектное модальное окно. А потом сайт открывает пользователь со смартфона с маленьким дисплеем, на который это модальное окно просто не помещается полностью, и кнопка «закрыть» оказывается вне поля видимости. Что в итоге? Работа с сервисом парализована. Компания потратила деньги на привлечение лида, но потеряла его на этапе интерфейса — просто из-за отсутствия эмпатии к владельцам старых моделей телефонов.
Если вы заглянете на платформу Dribbble и сравните топ проектов с топом сайтов из потребительских сегментов, то увидите, что они словно из разных миров. Там масса проектов, которые выглядят эффектно, но абсолютно непрактичны. Это фестивальный дизайн в чистом виде — картинки ради лайков других дизайнеров и решения собственных задач. Сделать круче, инновационнее, а не решить задачу клиента.
Учиться эмпатии возможно у больших брендов, которые, создавая товар или услугу, всегда проектируют сценарий жизни:
- еда, которую удобно есть на ходу без приборов;
- масс-маркет с актуальными лекалами, где студент может одеться стильно, не потратив всю стипендию;
- консультант в магазине, который предлагает примерить вещь, на которую вы бы сами не взглянули, но которая становится любимой в гардеробе.